Проверка гипотезы о возрастании интенсивности отказов
При решении практических задач назначения программы технического обслуживания не так важно точно — знать вид функции X{t). Следует знать ответы на более простые вопросы: возрастает ли интенсивность отказов; с увеличением наработки агрегата, т. е. относится ли функция надежности исследуемого объекта к классу IFR; начиная с какой наработки эффект возрастания интенсивности отказов становится значимым; какова; скорость возрастания интенсивности, т. е. насколько» чаще может отказать агрегат в конце ресурса по сравнению с новым.
Ответить на перечисленные вопросы можно, если ап-
течение %(t) упрощенной моделью (рис. 4.5). Такой в’ид X (t) можно считать характерным для большинства1 «стареющих» агрегатов.. Часто в модели Ф(^) стремятся учесть еще уменьшение интенсивности отказов; на начальном — участке эксплуатации . (так называемый эффект «приработки»). Однако в практической эксплуатации этот эффект наблюдается редко, так как в на-
стоящее время :-кее агрегаты проходят начальную .приработку на заводе-изготовителе. Достоинство предлагаемой модели Л()Й) состоит в том, что она описывается всего тремя. параметрами: начальным уров
нем интенсивности отказов Яо, значением наработки, после которой начинается рост интенсивности отказов Ь, ж темпом нарастания интенсивность отказов Яі, определяющим, насколько интенсивность отказов в конце ресурса больше начальной:
;К~ХтахДо“ 1 Т-fXI — Ь)/Хо.
Полагая, что. параметры эти известны, получим:
Предложенной модели изменения интенсивности отказов соответствует плотность распределения наработки между отказами
— j X (t) dt____
По этому. аналитическому выражению с помощью уравнения (4,26) нетрудно отыскать функцию изменения параметра отказав ш(^):
Юо — /о—1о
i=l
f і (1 +СОобг/2) + 2 /і—v “v8 * v = 1
1 — f06//2
Решение уравнения (4.26) ведется с любым как угодно малым шагом бt, так как функция f(t) задана не на ограниченном нисле интервалов., а аналитически. Меняя параметры Яо, Ь, Яі в выражении (4.28), удается менять и вид функции (o(t) и, следовательно, подобрать ее так, чтобы она наилучшим образом соответствовала полученной по данным эксплуатации ступенчатой функции со,-. Па идее подбора со (t) и базируется методика восстановления функции Я (t) по экспериментальной кривой
изменения параметра потока отказов. Покажем пути решения этой задачи. Обозначим через Hs)> co(s) преобразования Лапласа для функций f(tf), со (t). Тогда в соответствии с уравнением (4.26), воспользовавшись, теоремой о свертке [12] [ f (t — ТСО со (s) , по
лучим
<в (Л’=#(Л‘/1 — /(-“>’) • (4.31)
На основании (4.29) можно выписать преобразование — Лапласа функции плотности распределения времени безотказной работы. Действительно,
По формуле (4.31) легко получить аналитическое выраь жение для преобразования Лапласа от оо (():
Найти оригинал ay.(і) по этому преобразованию невозможно-. Однако для определения на основании параметра потока отказав величин %о, Ач, b в (4.28) можно ограничиться получением — предельных, точек функции со t). Для их вычисления воспользуемся Тауберовымк теоремами [12]:
, со (t)-+s<£> (s); со (O-^sco.(s)i
t ->-0 S -»• ОО оо J ^0
Непосредственно из (4.32) получаем:.
coo~f^O) (4:33)1
ш(оо) =Х0 |l — e~Kb
Формула (4.33) справедлива не только при ( = 0, но и при всех t^b, так как до момента начала роста интенсивности отказов при t=A справедливы условия, наблю-
156
дения потока отказов,-(порождаемого отказами с постоянной интенсивностью. Формула (4.34) прямо следует из основной теоремы теории восстановления
Пт ш(0 = 1/Г
t —>■ оа
где Г” —налет на один отказ при условии, что время наблюдения намного больше Т0 (т. е. можно считать его бесконечным).
Налет на отказ Тс при заданном распределении времени безотказной работы (4.29) и при условии, что время ‘наблюдения бесконечно, легко получить простым интегрир ов ани ем:
(4,35)
Результат (4.34) согласуется с формулой (4.35).
Выражения (4.33) и (4.35) дают два уравнения, связывающие три неизвестных параметра Хо, b и Xi с экспериментальными оценками интенсивности потока отказов со'(£). Левую часть этих уравнений молено получить, осреднив два-три первых для ш(0) и два-три последних для со(оо) значения оценок со;. Если’задать значения одного из неизвестных (например, b), то из полученных двух уравнений легко найти значения двух других параметров Х0 и Xi, определяющих течение интенсивности’ отказов Х(‘(). Вычисленные таким образом оценки для Х0 н Xi будут наилучшим образом соответствовать имеющимся исходным данным об отказах. При задании h нетрудно перебрать все возможные варианты iAt при t = 0, 1,2,…, imsXt так как число tmax невелико.
По существу при этом несколько раз (при разных Ь) придется решить одно нелинейное уравнение (4-.34) — для поиска Xi, так как значение Хо ‘однозначно определено» уравнением (4-33). Получим несколько’троек і(Яо, b, Xi), обеспечивающих хорошее соответствие параметра потока отказов со (t), подсчитанного по интенсивности (4.28) и экспериментальной ступенчатой функции юг.
В — § 1.3 при назначении оптимального ресурса ста-, реющим агрегатам использовались аналитические выра
жения для F(%) и J [ — F(t)]dt при функции наделено — о
сти, соответствующей (4.28). Здесь удобно дать его вывод:
Интеграл в правой части заменой переменной х=|Яо— — Xi(b — t)]pjX приводится к виду, обозначенному ранее L (а), что дает возможность записать следующее:
где Ятаї=Яо+Яі(& — т); Я=Я0+[Яг(6 — т)2]/2т.
Из всех ‘возможных вариантов решений (Яо, Ь, Яі) необходимо выбрать наилучший. Это осуществляется так: для любого подходящего набора (Яо, Ь, Яі) с помощью ‘(4.29) и (4.30) определяется теоретическая функция параметра потока отказов со’ (f);
найденная функция со'(t) осреднением на интервалах Ati преобразуется в ступенчатую функцию со7;;
определяется невязка приближения экспериментальных значений со/ с помощью функции со’;: Аш =
1 шах
= 2 (со,-— со7,)2;
І = 1
выбирается ‘модель с такими (Я0, Ь, Х), которые обеспечивают минимизацию невязки Дш
Перебор1 вариантов (Яо, Ъ, Яі) можно выполнить на ЭВМ и без решения уравнений (4.33), (4.34). Для этого назначаем последовательно b — At, ‘2Дt. . . Подсчитываем Я0 осреднением оценок сог в тех начальных интервалах, в которых возрастание параметра потока отказов еще не наблюдается (сотах — Ютт составляет 10—15 % от
т
среднего Яо=1 /т 2 со,-). Для каждой пары (Я0, Ь) накоїв 1
дим такое значение Яь которое обеспечивает минимум невязки Аш. При поиске Яі используется метод половин — 158
його деления ‘в интервале i[0,30Ao/imaxA^— 6]. Как правило, хорошая точность получается менее, чем за десять итераций.
Качество наилучшего решения (Ко, b, Ai), обеспечивающего минимум Дш по всем допустимым Ь, оценивается по критерию %2. При использовании критерия %2 экспериментальная оценка частоты строится только по первым отказам п’ЦАІ), а теоретическая — по формуле (4.29) е осреднением по интервалу. Статистика’ для проверки качества приближения
имеет распределение %a, v c V= (imax — 4) степенями •свободы, так как по исходным данным подбирались три параметра. В (4.36) Nj — число ЛА, работавших в интервале Ці— 1) Д/, LAt],
В этом и предыдущем параграфе дано несколько методов расчета А (7) по эксплуатационным данным. Каждый из них целесообразно применять для определенных агрегатов. К какому методу обратиться, можно установить на основе анализа трех величин: наработки на отказ исследуемого агрегата Тс, наработки, в течение которой велись наблюдения, и вида функции ю(Л_)=со;. Время наблюдения задано межремонтным ресурсом Tv и составляет несколько тысяч часов. Характеристики надежности Тс и од нужно подсчитать предварительно, определив по «Карточкам» число отказов и их распределение по интервалам.
Если Тс/7’р<0,7, то за время наблюдения удается получить достаточно много сообщений об отказах, так как выйдет из строя большая часть агрегатов исследуемого тина. Интенсивность K(t) таких агрегатов хорошо подсчитывается по первым их отказам с помощью формулы (4.25). ‘Потеря сообщений о повторных отказах не приводит к значительному снижению точности определения АЛ Следует иметь в виду, что для агрегатов этой группы А (t) зачастую удается рассчитать лишь на ограниченном участке наработки [0, tmах]. Величина (щах задается тем, что уже через время, равное (3-1-4) ТА,
Ряс. 4.6. Области применения различных методов вычисления интенсивности отказов: 1 — Гр»1000-^-1500 ч; 2 — «20004-2500 ч;
^ П в соответствии с моделью
0.28); |//////[ — до первым отка-
зам; незаштрихованная область
-Х(0 =«(/).
функция плотности /(/) будет близка к нулю, так как почти все агрегаты откажут.
Если, наоборот, за время наблюдения Тр приходит мало сообщений об отказах агрегатов исследуемого типа, то для таких высоконадежных образцов авиатехники можно без большой погрешности принять %(t) = = ю(/). В каких случаях это допустимо, было определено с помощью расчетов A(t) и со (t) по формулам (4.28) и (4.30) при разных значениях параметров (Ао, Ь, Ai). На рис. 4.6 кривые 1 и 2 задают границу, выше которой отличия A (t) от со (t) составляли не более 20 % на всем отрезке [0, Тр]. Следовательно, зная по сведениям об со (t) отношение comax/comin и Тс для какого-то агрегата, можно по номограмме на рис. 4.6 определить, допустимо ли считать для этого агрегата А(£) малоотличающейся от со(t). Если соответствующая точка легла ниже кривых 1 или 2, то А (/) следует рассчитывать, в соответствии с моделью (4.28) по методике, приводимой в этом параграфе.
В область между прямой Тс/Тр = 0,7 и кривыми 1, 2 попадают агрегаты средней надежности. Для таких агрегатов не следует отказываться при расчете A (t) от сообщений о повторных отказах, так как это может существенно сказаться на точности оценки интенсивности.
Предложенная универсальная методика вычисления A(t) применялась при обработке сведений об отказах широкого круга — агрегатов. авиационной техники. Приведем в — заключение несколько результатов расчетов, относящихся к широкофюзеляжным самолетам. ..Расчеты, К>0
Таблица IS?
|
.велась на ЭВМ в диалоговом режиме. Оператор через видеотерминал вводил в ЭВМ решение о способе подсчета % (t) после того, как видел результаты вычисления ■ан и Тс для определенного агрегата. Диалоговый режим предусматривал также изменение через видеотерминал поискового образа исследуемого агрегата или системы, если числа ги (At) оказывались для первоначального залаженного поискового образа слишком малыми. Среднее время, затрачиваемое на вычисление Тс, со (7) и X(t) по массиву исходных данных, содержащему несколько тысяч карточек учета неисправностей, составляло 5— 6 мин.
Из всех исследуемых агрегатов около четверти попадают в группу объектов средней надежности, для которых целесообразно вычислять X(t) подбором параметров в модели (4.28). В табл. 15 приводятся сведения о распределении агрегатов различных систем самолета по группам, для которых подсчет X(t) возможен по первым отказам — агрегаты низкой надежности, по модели (4.28)—.агрегаты средней надежности, по модели X(t)=a(t) агрегаты высокой надежности. В таблице в ■скобках указывается, какая доля сообщений об отказах (в процентах) приходится на агрегаты каждой группы. Хотя агрегаты средней и низкой надежности составляют менее трети всех агрегатов, на них приходится более 75 % всех отказов. Следовательно, именно они во многом определяют уровень надежности ЛА в целом, и им следует уделить наибольшее внимание при анализе надежности ЛА и назначении системы его технического обслуживания.
Среди агрегатов планера 37 % имеют функцию надежности типа IFR, т. е. у них заметен эффект старения. Таких же агрегатов. в приборном оборудовании 17 в электрооборудовании — 28 % и в радиоэлектронном оборудовании самолетов 42 %. К числу старею — 14— Ш 161
Таблица 16
|
щих относили агрегаты, для которых X(t) хорошо аппроксимируется функцией, имеющей Ъ<Тр И Атах/Яо>5. Считалось, что приближение такой заметно возрастающей k(t) к экспериментальным данным удовлетворительно, если статистика (4.36) обеспечивает вероятность отклонения гипотезы о совпадении расчетных и экспериментальных данных 1—Ру<0,1. Параметры, определяющие интенсивность отказов некоторых стареющих агрегатов, и оценка качества приближения по критерию (4.36) даны в табл. 16. Наибольшее число стареющих агрегатов выявлено в механических элементах и в радиоэлектронном оборудовании. Во многом это объясняется наличием в агрегатах (блоках) РЭО электронных элементов с возрастающей интенсивностью отказов (высокочастотные лампы, магнетроны, индикаторные лампы), а также наличием изнашивающихся электромеханических узлов в антеннах и установках охлаждения.
В интересах контроля работоспособности метода, позволяющего путем подбора (Яо, Ь, Яі) идентифицировать стареющие агрегаты, для нескольких объектов авиатехники были проведены расчеты как этим методом, так и с помощью критерия (4.15)—'(4.17). Проводили также контрольные расчеты для проверки совпадения X(t), подсчитываемых по формуле (4.25) и подбором Я (t) по модели (4.28).
Результаты идентификации стареющих агрегатов по критерию (4.15) — (4.17) приведены в табл. 17. Из таблицы видно, что этот критерий, предложенный в [35],
Таблица 17
Агрегат |
Vn |
Evn |
1 ^ Q V |
п |
Подтвер ждается гипотеза |
О В <-< |
Втулка подшипника колеса основной стойки |
0,77 |
0,71 |
10,24 |
32 |
Нет |
і |
Обшивка воздухозаборника гондолы двигателя |
0,7-3 |
0,6© |
0,24 |
1,42 |
Да |
3,7 |
Нажимное устройство концевика |
0,76 |
0,53 |
0,24 |
43 |
» |
7,0 |
Створка основной стойки |
0,80 |
0,74 |
0,23 |
71 |
» |
28 |
Крепление цилиндра (подъемника основной стойки 11* |
0,73 |
К>у:69‘ |
0,210 |
20 |
Нет |
.12 163 |
w
в большинстве случаев подтверждает гипотезу о нарастании X(t), обнаруживаемую по параметрам (Х0, 6, Xi}. Расхождение результатов расчетов отмечалось только — для агрегатов с сильным цензурированием.
.Контрольные расчеты Х(7) по первым отказам проводили только для агрегатов, относящихся к группе низкой надежности, у которых Тс/Тр<0,7. На рис.. 4.7 ступенчатыми кривыми 1 показаны функции X(t), полученные по формуле (4.25), и кривыми 2 — X(t), подсчитанные методом подбора (Х0, b, Xi). Значения Ai(t)r вычисленные по первым отказам, имеют большие колебания и разброс, а на некоторых интервалах не могут быть оценены вообще, так как п’і = 0. В приведенных примерах по ступенчатым кривым уверенно определить, момент появления эффекта старения -6 = 2700 ч можно/ только для турбохолодильника. В целом оценка X(t) обоими методами дает одинаковые результаты, что подтверждает эффективность подбора параметров (Хо, Ь,. Xi) для характеристики тенденций изменения надежности авиационной техники.